Определением Конституционного Суда Российской
Федерации от 9 марта 2017 года № 565-О отказано в принятии к рассмотрению
жалобы общества с ограниченной ответственностью «ВУМН», поскольку она не
отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный
Суд Российской Федерации признается допустимой.
Суд не согласился с утверждениями ООО «ВУМН» о правовой
неопределенности понятия (существенные условия лицензии), указав, что: понятие
относится к числу оценочных, широко используемых в законодательной технике, и в
силу особенностей, которые могут быть присущи каждому участку недр
(геологических, географических, климатических, экономических и т.п.), не
представляется возможным дать единое нормативное определение термина
«существенные условия лицензии». На практике при выдаче лицензии Федеральное
агентство по недропользованию и его территориальные органы указывают
непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (ранее -
в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к «существенным» для целей
применения норм Закона Российской
Федерации «О недрах», в частности норм о досрочном прекращении права
пользования недрами.
Выбранный Федеральным агентством по недропользованию в
последние несколько лет подход к данному вопросу, предполагающий отнесение в
условиях пользования недрами (лицензионных соглашениях) тех или иных условий к
существенным путем прямого их перечисления, представляется отвечающим интересам
недропользователей. Это, однако, не исключает право федерального законодателя
внести уточнение в статью 20 Закона Российской Федерации «О недрах» в части,
касающейся понятия «существенные условия лицензии», и в части нормативного
определения условий и критериев, при которых должно приниматься решение о
досрочном прекращении права пользования недрами, а при которых - только о
приостановлении или ограничении.
При этом оценка соразмерности мер ответственности
последствиям нарушения, как связанная с установлением и оценкой фактических
обстоятельств, не может быть осуществлена Конституционным Судом Российской Федерации
в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».